История возникновения люневильской вышивки
В начале 17 века большое число ремесленников-вышивальщиц обосновалось в городе Люневиле, где находилась одна из резиденций герцогов Лорренских. Они использовали название этого города в качестве названия своей вышивки. В основном в работах использовался тамбурный шов (шов в виде цепочки), и в Люневиле того времени его вышивали исключительно иглой. Благодаря герцогскому двору, люневильская вышивка постепенно завоевывает всеобщее признание.
В 1850 году в голову вышивальщицам приходит идея, унаследованная по легенде из оригинальной китайской техники и внедренная во Франции в 1760-м году, заменить иголку на крючок для выполнения стежков в виде цепочки. Но данная информация не точная, так как крючок для вышивки тамбурным швом использовался также в народных вышивках России, Узбекистана, Азербайджана, Индии и многих других странах.
В 1865 году Луи Ферри-Боннешо первым догадался добавить в вышивку бусины и стеклярус. Так и выделилась люневильская техника вышивания, которая выполняется преимущественно по тонким прозрачным тканям специальным люневильским крючком с применением бисера, пайеток, металлизированной нити.
При этом сама вышивка находится на нижней стороне натянутой ткани, а вышивальщик видит только ее изнанку. В то время как одна рука вышивальщицы находится над тканью (повернутой к вышивальщице изнанкой), другая рука располагается под тканью. Вторая рука держит нить, а если вышивают бисером, второй рукой бусины поднимаются вверх. Первым движением крючок прокалывает ткань и протаскивает нить на другую сторону полотна. Обратное движение нити происходит снизу через петлю предыдущего стежка. По сути, это то же зардози, только не подчиненное традициям и используемое в высокой моде западного мира.
Позже, когда вышивка стала профессиональным занятием, вышивка люневильским крючком стала цениться за скорость. Ведь люневильским крючком можно вышивать вчетверо быстрее, чем иглой. И, поскольку использование тамбурного стежка позволяет прикреплять к полотну разнообразные материалы, ее стали применять при декорировании изделий высокой моды (haute couture). По сей день эта техника широко используется в изготовлении нарядов коллекций дизайнеров, а также свадебных и вечерних нарядов.